СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА
Главная - Введение - 1. Качество как экономическая категория и объект управления - 2. Отечественный и зарубежный опыт управления качеством - 3. Эволюция подходов к менеджменту качества - 4. Методологические основы управления качеством - 5. Всеобщее управление качеством - 6. Принципы менеджмента качества - 7. Технологии менеджмента качества - 8. Управление затратами на обеспечение качества - 9. Сертификация продукции и систем качества - Рекомендуемые ресурсы Интернет - Напишите мне письмо
Отечественный опыт управления качеством
Зарубежный опыт управления качеством

2.1. ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ ОПЫТ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ

2.1.1. Зарождение элементов управления качеством в России

1Oсновные требования к качеству содержатся в стандартах на продукцию (работу, услугу) и в требованиях потребителей. Исходя из этого, управление качеством должно обеспечивать уверенность в выполнении указанных требований, что предусматривает проведение контроля как процесса, так и результатов деятельности по качеству.
Такое емкое толкование понятия управления качеством позволяет утверждать, что эта деятельность началась вместе с началом трудовой деятельности людей на земле. Разумеется, формы и способы этого управления были совершенно другими и за тысячелетия претерпели многочисленные видоизменения и переоценку ценностей.

Первые упоминания о стандартах в России были отмечены во времена правления Ивана Грозного, когда были введены стандартные калибры - кружала - для измерения пушечных ядер. В это же время был основан сторожевой городок Свияжск, при постройке которого применялись строительные элементы, заранее изготовленные по стандартным размерам, что позволило производить их далеко от Свияжска - в Угличе. Однако этот период характерен только отдельными стандартными решениями.

Начало более широкому внедрению стандартизации в производство было положено Петром I, со времени правления которого и начинает отсчет русская промышленная стандартизация. В первом собрании законов Российской империи эпохи Петра I был помещен ряд указов, свидетельствующих о том, что в это время в России внедрялись элементы стандартизации и взаимозаменяемости. При постройке флота для Азовского похода в качестве образца была использована галера, по которой были изготовлены еще 22 галеры. Это дало возможность провести постройку флота быстро и качественно. Особое внимание уделил Петр I стандартизации оружейного снаряжения. Так, в указе № 2436 от 15 февраля 1712 г. сказано: "А ружье драгунское, так и солдатское, также и пистолеты, когда будет поведено, делать одним калибером". Несомненный интерес представляет Указ Петра I о качестве от 11 января 1723 года. Из текста Указа ясны не только требования Государя к качеству продукции (в данном случае - ружья для армии), но и к системе контроля качества, государственного надзора за ним и меры наказания за выпуск дефектной продукции. Стремясь к расширению внешней торговли, Петр I не только ввел технические условия, учитывающие высокие требования иностранных рынков к качеству отечественных товаров, но и организовал в Петербурге и Архангельске правительственные бракеражные комиссии, которым вменялось в обязанность следить за качеством экспортируемого Россией сырья (льна, пеньки, древесины и т. д.).

Развитие промышленности и транспорта в России привело к расширению работ по стандартизации. В 1860 году был установлен единый размер железнодорожной колеи (1524 мм) и утверждены габаритные нормы приближения строений и подвижного состава. В 1889 году приняты первые технические условия на проектирование и сооружение железных дорог, а в 1898 году - единые технические требования к поставке основных материалов и изделий для нужд железнодорожного транспорта. В 1899 году был выпущен единый сортамент профилей прокатной стали.

В 1900 году был принят ряд правил и норм проектирования и эксплуатации электротехнических устройств. Внедрение российских национальных стандартов и единых требований к качеству продукции в дореволюционной России затруднялось из-за большого числа иностранных концессий, владельцы которых применяли, как правило, свои стандарты. Такое положение привело, в частности, к распространению в России трех систем мер (аршинной, дюймовой, метрической), которые затрудняли производство продукции и контроль ее качества.

Одним из первых после революции был принят декрет "О введении международной метрической системы мер и весов" (14 сентября 1918 г.). В 1925 г. создается Комитет по стандартизации, на который возлагается руководство работами по стандартизации в стране и утверждение стандартов, обязательных для всех отраслей народного хозяйства. В 1926 г. был утвержден первый общесоюзный стандарт ОСТ 1 "Пшеница. Селекционные сорта зерна. Номенклатура". В том же году были приняты стандарты на новый сортамент стального проката, что позволило сократить число типоразмеров профилей в 6 раз, а также стандарты на метрическую и дюймовую резьбу, на допуски и посадки, что позволило наладить серийное и массовое производство стандартных общемашиностроительных деталей. Эти стандарты стали основой для овладения методами передовых зарубежных фирм, таких, как Форд, Тейлор, по контролю качества продукции на основе системы допусков и посадок. Таким образом, одной из первых форм управления качеством стала проверка изделий методом сортировки и разбраковки на годные и негодные.

2.1.2. Разработка системного подхода к управлению качеством продукции на отечественных предприятиях

Движение за улучшение качества продукции в России существовало с периода проведения индустриализации. С течением времени становилось ясно, что устойчивого совершенствования качества продукции нельзя добиться путем проведения отдельных и даже крупных, но разрозненных мероприятий. Только путем системного и комплексного, взаимосвязанного осуществления технических, организационных, экономических и социальных мероприятий на научной основе можно быстро и устойчиво совершенствовать качество продукции.
Факторы, влияющие на качество продукции, укрупнённо могут быть представлены тремя блоками:

  1. Внутренние (внутрифирменные) обстоятельства:
    1. дисциплина
    2. оборудование
    3. технология
    4. метрологическое обеспечение
    5. испытательная база
    6. технический контроль
    7. организационная структура
    8. система
  2. Человеческий фактор:
    1. квалификация
    2. опыт
    3. профессионализм
    4. поощрения
    5. активность и инициатива
    6. обмен передовым опытом
  3. Внешние условия:
    1. требования рынка
    2. качество поставляемого сырья, материалов, комплектующих изделий
    3. ритмичность поставок от смежников
    4. правовое обеспечение качества (юридическая ответственность за дефектную продукцию)
    5. необходимость оценки и подтверждения качества
    6. инвестиции, поддержка государства
    7. требовательность контроля и надзора
    8. согласованность требований к составляющим продукции и производства
    9. уровень конструкторских разработок

Проследим последовательность воплощения системного подхода к организации работ по улучшению качества продукции в отечественной практике.

I. В 1950-е годы получила распространение саратовская система организации бездефектного изготовления продукции и сдачи ее с первого предъявления (БИП).
Цель системы - создание условий производства, обеспечивающих изготовление рабочими продукции без отступлений от технической документации. Основным критерием, применяемым для количественной оценки качества труда рабочего, явился процент сдачи продукции с первого предъявления, который исчисляется как процентное отношение количества партий, принятых с первого предъявления, к общему количеству партий, изготовленных рабочим и предъявленных ОТК.
От процента сдачи продукции с первого предъявления зависело по определенной шкале материальное и моральное стимулирование исполнителя. Внедрение системы БИП позволило:

  1. обеспечить строгое выполнение технологических операций
  2. повысить персональную ответственность рабочих за качественные результаты своего труда
  3. более эффективно использовать моральное и материальное поощрение рабочих за качество их труда
  4. создать предпосылки для широкого развертывания движения за повышение качества продукции

Моральное стимулирование привело к появлению званий "Мастер золотые руки", "Отличник качества" и др. Со временем изменились функции ОТК - контроль велся выборочно, а в основе стал самоконтроль. Именно последний выявил дефекты, не зависящие от рабочего, что привело к проведению среди руководства "Дней качества" и созданию постоянно действующих комиссий по качеству. На ряде предприятии процент сдачи с первого предъявления партий продукции был заменен на процент числа рабочих дней без брака от общего числа рабочих дней.
Таблица 2.1. Классификация факторов, оказывающих влияние на качество продукции (по данным конца 80-х годов)
ТЕХНИЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СОЦИАЛЬНЫЕ
  • вид изготавливаемой продукции и серийность ее производства
  • состояние технической документации
  • качество технологического оборудования, оснастки, инструмента
  • состояние испытательного оборудования
  • качество средств измерения и контроля
  • качество исходных материалов, сырья, комплектующих изделий
  • обеспеченность материалами, сырьем и т.д.
  • техническое обслуживание оборудования, оснастки и т.п.
  • планомерность и ритмичность работы
  • организация работ с поставщиками
  • организация информационного обеспечения
  • научная организация труда, культура производства
  • организация питания и отдыха
  • форма оплаты трудаи величина зарплаты
  • премирование за высококачественную работуи продукцию
  • удержание за брак
  • соотношение между КП, себестоимостью и ценой
  • организация и проведение хозрасчета
  • состояние воспитательной работы
  • подбор, расстановка кадров и перемещениекадров
  • организация учебы и повышения квалификации
  • организация и проведение соцсоревнования
  • взаимоотношения в коллективе
  • жилищно-бытовые условия
  • организация отдыха в нерабочее время
Таблица 2.2. Отечественные системы качества
Название системы Дата и место создания Основная суть системы Критерии управления Объект управления Область применения
1. БИП 1955 г.
Саратов
Строгое выполнение технологических операций Единичный:
Соответствие качества результата труда требованиям НТД.
Обобщенный:
процент сдачи продукции с первого предъявления.
Качество труда индивидуального исполнителя.
Качество труда коллектива через качество труда от дельных исполнителей.
Производство
2. СБТ 1961г.
Львов
Высокий уровень выполнения операций всеми работниками Единичный:
Соответствие качества результата труда установленным требованиям.
Обобщенный:
Коэффициент качества труда.
Качество индивидуального исполнителя. Качество труда коллектива через качество труда отдельных исполнителей. Любая стадия жизненного цикла продукции.
3. КАНАРСПИ 1958 г.
Горький
Высокий уровень конструкции и технологической подготовки производства. Соответствие качества первых промышленных изделий установленным требованиям. Качество изделия и качество труда коллектива. Проектирование + технологическая подготовка производства, производство.
4. НОРМ 1964г.
Ярославль
Повышение технического уровня качества изделий. Соответствие достигнутого уровня моторесурса запланированному значению при ступенчатом планировании. Качество изделия и качество труда коллектива. Весь жизненный цикл продукции.
5. КСУКП 1975 г.
Львов
Управление качеством на базе стандартизации. Соответствие качества продукции высшим достижениям науки и техники. Качество изделия и качество труда коллектива. Весь жизненный цикл продукции.
6. КСУКП и ЭИР
1980г.
Днепропетровск
Управление качеством продукции и эффективностью производства. Эффективность производства, достигаемая за счет повышения качества. Качество продукции, экономические показатели предприятия. Весь жизненный цикл продукции.
7. КСПЭП 1980г.
Краснодар
Управление качеством продукции и эффективностью производства. Эффективность производства, достигаемая за счет повышения качества. Качество продукции, экономические показатели предприятия. Весь жизненный цикл продукции.

Вместе с тем система БИП имела ограниченную сферу действия, она распространялась только на рабочих цехов основного производства. Система работала но принципу "есть дефект - нет дефекта", не учитывая многообразие недостатков и различную степень их влияния на качество выпускаемой продукции. В принципе БИП воплотилась в зарубежных программах "ноль дефектов" и сохранилась во всех отечественных. Более того, когда отмечалось десятилетие КСУКП, то она была зарегистрирована только на 30 тыс. предприятиях, а БИП к этому времени - на 60 тыс. Принцип БИП, распространенный затем на функциональные подразделения завода и цеха, на НИИ и КБ, лег в основу системы бездефектного труда - СБТ.
ДАЛЕЕ

ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ РЕСУРСЫ

  1. © В. В. Окрепилов. Управление качеством: Учебник для ВУЗов. "Издательство "Экономика", 1998.



Главная - Введение - 1. Качество как экономическая категория и объект управления - 2. Отечественный и зарубежный опыт управления качеством - 3. Эволюция подходов к менеджменту качества - 4. Методологические основы управления качеством - 5. Всеобщее управление качеством - 6. Принципы менеджмента качества - 7. Технологии менеджмента качества - 8. Управление затратами на обеспечение качества - 9. Сертификация продукции и систем качества - Рекомендуемые ресурсы Интернет - Напишите мне письмо
Hosted by uCoz