СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА
Главная - Введение - 1. Качество как экономическая категория и объект управления - 2. Отечественный и зарубежный опыт управления качеством - 3. Эволюция подходов к менеджменту качества - 4. Методологические основы управления качеством - 5. Всеобщее управление качеством - 6. Принципы менеджмента качества - 7. Технологии менеджмента качества - 8. Управление затратами на обеспечение качества - 9. Сертификация продукции и систем качества - Рекомендуемые ресурсы Интернет - Напишите мне письмо
Ориентация на потребителя
Лидеоство руководства
Вовлечение персонала
Процессный подход
Системный подход к менеджменту
Постоянное улучшение
Принятие решений на основе фактов
Создание взаимовыгодных взаимоотношений с поставщиками
Комментарии принципов менеджмента качества

6.2. ЛИДЕРСТВО РУКОВОДСТВА

1 Весь двадцатый век люди усердно совершенствовали производство. Но оказалось, что без человека обойтись не удаётся, причём, человеку отводится самая активная роль, роль лидера.
Всё, что делается на земле, делается людьми и для людей. На рынке решает субъект, а не робот-автомат. Никакое серьёзное дело не будет выполнено с наибольшим эффектом, если люди, которые его возглавляют, не возьмут на себя лидерских функций.
Мало быть начальником, надо ещё стать лидером.
Области деятельности, неспособные выжить без лидерства:

  1. cистемы управления организациями
  2. руководство проектами
  3. создание и использование систем качества

Лидерские функции нельзя делегировать иначе, чем вместе со всеми остальными должностными обязанностями. Руководитель, который не может или не хочет стать лидером, ведёт свою организацию к катастрофе. Её наступление - это только вопрос времени.
Проблема лидерства тесно связана с проблемой власти. А власть подразумевает силу. В новых экономических условиях прямое применение силы не ведёт к достижению цели. Сила вызывает сопротивление, на преодоление которого расходуется энергия, время и иные ресурсы, столь нужные для удовлетворения потребителей, укрепления рыночных позиций, создания новой продукции и услуг.

Лидер - это человек, которому не надо пользоваться силой и преодолевать сопротивление. Поэтому при прочих равных условиях наличие лидера обеспечивает колоссальные конкурентные преимущества.

Лидера нельзя назначить, им можно только стать. С представлением о лидерстве тесно связана концепция ответственности. Ответственность нельзя назначить приказом. Её можно только взять на себя добровольно, проявив инициативу. Однако ответственность сама по себе мало чего стоит. Её надо подкреплять полномочиями. А полномочиями наделяет власть. При этом очень важно постоянно соблюдать баланс между взятой на себя человеком добровольно ответственностью и полномочиями, которыми его наделяет власть.
Мониторинг и регулирование этого баланса становится одной из центральных задач менеджмента. Кроме соблюдения баланса ответственности и полномочий надо ещё обеспечить взаимодействие, прежде всего по горизонтали. Иначе предельная эффективность не будет достигнута. В новых условиях инициатива не наказуема, она приветствуется и поощряется.
Исчезают многие привычные функции руководителя. На смену администрированию и контролю приходит совершенно иная функция. Лидер становится учителем, советчиком, помощником.

Руководитель - лидер - необходимое условие устойчивого успеха, но лидерские функции нужны на всех уровнях организации, при решении любых ответственных задач. Иначе трудно надеяться на создание атмосферы творческого подъёма, на энтузиазм, с которым люди начнут действовать. Именно такую атмосферу и надо создать в организации, готовой к жесткой конкуренции на современных рынках.

Без лидеров нельзя построить гибкую, динамичную, эффективную организационную структуру, создать миссию организации и её видение. Особый вопрос - отношения лидера с культурой организации. Культура организации трудно уловима, но её роль трудно переоценить. Это наиболее консервативный элемент организации. В условиях быстро меняющихся рынков важно время от времени вносить в неё некоторые коррективы. Менять культуру всегда трудно. Только лидер может себе позволить проводить такие перемены относительно малой кровью, да и то не всегда. Таким образом, ситуация, в которую попадает руководитель, желающий стать лидером, настолько необычна для него в большинстве случаев, что остро встаёт вопрос об обучении лидерству. Время требует лидерства. Приравнивание лидерства к руководству является принципиальной ошибкой.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ РЕСУРСЫ

  1. © Ю.П. Адлер. Восемь принципов, которые меняют мир.



Главная - Введение - 1. Качество как экономическая категория и объект управления - 2. Отечественный и зарубежный опыт управления качеством - 3. Эволюция подходов к менеджменту качества - 4. Методологические основы управления качеством - 5. Всеобщее управление качеством - 6. Принципы менеджмента качества - 7. Технологии менеджмента качества - 8. Управление затратами на обеспечение качества - 9. Сертификация продукции и систем качества - Рекомендуемые ресурсы Интернет - Напишите мне письмо
Hosted by uCoz