СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА
Главная - Введение - 1. Качество как экономическая категория и объект управления - 2. Отечественный и зарубежный опыт управления качеством - 3. Эволюция подходов к менеджменту качества - 4. Методологические основы управления качеством - 5. Всеобщее управление качеством - 6. Принципы менеджмента качества - 7. Технологии менеджмента качества - 8. Управление затратами на обеспечение качества - 9. Сертификация продукции и систем качества - Рекомендуемые ресурсы Интернет - Напишите мне письмо
Аспекты качества продукции
Развитие контроля качества
Статистические методы управления качеством
Значение стандартизации

4.1. АСПЕКТЫ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ

1 В современной теории и практике управления качеством выделяют пять основных этапов:

  1. Принятие решений "что производить?" и подготовка технических условий
  2. Проверка готовности производства и распределение организационной ответственности
  3. Процесс изготовления продукции или предоставления услуг
  4. Устранение дефектов и обеспечение информацией обратной связи в целях внесения в процесс производства и контроля изменений, позволяющих избегать выявленных дефектов в будущем
  5. Разработка долгосрочных планов по качеству

Осуществление перечисленных этапов невозможно без взаимодействия всех отделов и органов управления фирмой. Такое взаимодействие называют Единой системой управления качеством. Это обеспечивает системный подход к управлению качеством.

На первом этапе качество означает степень, в которой товары или услуги фирмы соответствуют ее внутренним техническим условиям. Этот аспект качества называют качеством соответствия техническим условиям.

На втором этапе оценивается качество конструкции. Качество может отвечать техническим требованиям фирмы на конструкцию изделия, однако, сама конструкция может быть как высокого, так и низкого качества.

На третьем этапе качество означает степень, в которой работа или функционирование услуг (товаров) фирмы удовлетворяет реальные потребности потребителей.
Основой организации деятельности фирмы должна являться ориентация на конечного пользователя и создание для него максимально выгодных условий при покупке, эксплуатации и ремонте оборудования.
Содержание этих трех основополагающих этапов одинаково важны. Любая недоработка в любом из них может создать проблемы с качеством.
Система управления качеством продукции опирается на следующие взаимосвязанные категории управления:

  • объект
  • цели
  • факторы
  • субъект
  • методы
  • функции
  • средства
  • принцип
  • вид
  • тип критериев

Управление качеством продукции - постоянный, планомерный, целеустремленный процесс воздействия на всех уровнях на факторы и условия, обеспечивающий создание продукции оптимального качества и полноценное ее использование.
Система управления качеством продукции включает следующие функции:

  1. Функции стратегического, тактического и оперативного управления
  2. Функции принятия решений, управляющих воздействий, анализа и учета, информационно-контрольные
  3. Функции специализированные и общие для всех стадий жизненного цикла продукции
  4. Функции управления по научно-техническим, производственным, экономическим и социальным факторам и условиям.

Стратегические функции включают:

  • прогнозирование и анализ базовых показателей качества
  • определение направлений проектных и конструкторских работ
  • анализ достигнутых результатов качества производства
  • анализ информации о рекламациях
  • анализ информации о потребительском спросе

Тактические функции:

  • управление сферой производства
  • поддержание на уровне заданных показателей качества
  • взаимодействие с управляемыми объектами и внешней средой

Система управления качеством продукции - совокупность управленческих органов и объектов управления, мероприятий, методов и средств, направленных на установление, обеспечение и поддержание высокого уровня качества продукции.
Система управления качеством включает:

  1. Задачи руководства (политика в области качества, организация)
  2. Система документации и планирования
  3. Документация требований и их выполнимость
  4. Качество во время разработки (планирование, компетентность, документация, проверка, результат, изменения
  5. Качество во время закупок (документация, контроль)
  6. Обозначение изделий и возможность их контроля
  7. Качество во время производства (планирование, инструкции, квалификация, контроль)
  8. Проверка качества (входные проверки, межоперационный контроль, окончательный контроль, документация испытаний)
  9. Контроль за испытательными средствами
  10. Корректирующие мероприятия
  11. Качество при хранении, перемещении, упаковке, отправке
  12. Документирование качества
  13. Внутрифирменный контроль за системой поддержания качества
  14. Обучение
  15. Применение статистических методов
  16. Анализ качества и систем принимаемых мер

Контролируемые показатели качества устанавливаются а зависимости от специфики продукции.
Система показателей качества:

  1. Качество машин. Технические (мощность, точность, удельный расход ресурсов, надежность и др.)
  2. Качество труда. Причины образования брака
  3. Качество продукции. Производственные, потребительские, экономические
  4. Качество проекта. Число исправлений при реализации
  5. Качество технологии. Число нарушений

Уровни качества:

  1. Изделие
  2. Партия продукции
  3. Вид продукции
  4. Цех
  5. Предприятие
  6. Отрасль (группа предприятий).

Политика в области качества может быть сформулирована в виде принципа деятельности или долгосрочной цели организации и включать:

  1. улучшение экономического положения предприятия
  2. расширение или завоевание новых рынков сбыта
  3. достижение технического уровня продукции, превышающего уровень ведущих фирм
  4. ориентацию на удовлетворение требований потребителей определенных отраслей или определенных регионов
  5. освоение изделий, функциональные возможности которых реализуются на новых принципах
  6. улучшение важнейших показателей качества продукции
  7. снижение уровня дефектности изготавливаемой продукции
  8. увеличение сроков гарантии на продукцию
  9. развитие сервиса

Обеспечение качества продукции - это совокупность планируемых и систематически проводимых мероприятий, создающих необходимые условия для выполнения каждого этапа петли качества, чтобы продукция удовлетворяла требованиям к качеству.БИКЮ Управление качеством включает:

  • контроль
  • учёт
  • анализ
  • принятие решений

Улучшение качества - постоянная деятельность, направленная на повышение технического уровня продукции, качества ее изготовления, совершенствование элементов производства и системы качества.

Качество изделия - степень удовлетворения требований потребителя. Потребитель завтрашнего дня.

  1. Признает приоритет за качеством, а цена занимает второе место
  2. Предъявляет рекламацию каждого дефекта
  3. Требует постоянного улучшения качества
  4. Требует обеспечения качества в технологическом процессе и отказывается от окончательного контроля
  5. Чувствителен в своих реакциях в случае изменения технологического процесса.
  6. Кооперирует в случае обеспечения качества.
  7. Является сторонником продукции, если качество обеспечено.

Наилучших результатов в создании и выпуске конкурентоспособной продукции добиваются предприятия, обладающие исчерпывающими сведениями о состоянии и возможностях производственных процессов, а также своевременно вырабатывающие управляющие воздействия по их совершенствованию.БИКЮ Качество продукции закладывается в конструкторской и технологической документации, и та и другая должны соответствующим образом оцениваться.

I. Начинать нужно с освоения производства товара, пользующегося спросом, т.е. производить то, что кто-то купит, а если улучшать этот товар, то число его покупателей будет расти, улучшатся экономические показатели предприятия и можно будет найти средства для реализации следующих этапов решения проблем качества.
Товар, пользующийся спросом, - это чаще всего новая продукция. Следовательно, начинать надо с изучения спроса на рынке и его учета при создании и освоении производства новых изделий. Таких, как, например, "ГАЗель" Горьковского автозавода; "Бычок" АО "ЗиЛ".

II. Нужно иметь дилерскую, торговую сеть продаж, а также распространения товара и информации о нем. Нет этого - никакое качество продукции не спасет предприятие. Так, например, Нижегородская фабрика АО "Хохломская роспись" выпускает продукцию высочайшего качества, но, не имея хорошей дилерской сети, особенно за рубежом, вынуждена продавать продукцию по ценам в 5-10 раз ниже, чем ее оценивают зарубежные эксперты. В результате предприятие терпит большие убытки и испытывает финансовые трудности.

III. Нужно минимизировать издержки производства. С этой целью необходимо все пересчитать, переосмыслить материально-техническую базу предприятия, отказаться от всего лишнего, провести реструктуризацию. Не сделав этого, начинать борьбу за качество не стоит, так как предприятие может умереть от другой болезни. Для подтверждения этого примеры не нужны, почти каждое российское предприятие имеет огромные издержки. Они настолько велики, что предприятия вынуждены искажать отчетность. В результате почти невозможно правильно считать затраты на качество и, следовательно, управлять экономикой качества.

IV. Надо научиться управлять финансами, а это - искусство, причем непростое. Прежде всего необходимо отладить контроль за финансами. Бесконтрольность - путь к потерям финансов, их расхищению и банкротству предприятия. Главный фактор, способствующий этому, - отсутствие у больших промышленных предприятий их реальных собственников. На таких предприятиях собственностью практически распоряжаются высшие менеджеры и потому многое зависит от их порядочности и честности. Тем не менее дальновидные менеджеры заинтересованы в налаживании финансового контроля и работают в этом направлении.

Все четыре обязательных условия успешной деятельности предприятий рассматриваются в различных концепциях качества, но там речь идет об их улучшении. На большинстве же российских предприятий эти условия нужно создавать практически с нуля. И только после того, как на предприятии справились с этой задачей, оно может приступать к решению проблемы качества путем создания и сертификации систем качества, отвечающих требованиям стандартов ИСО 9000 и концепции ТQМ. При этом нужно ставить вопрос о реформировании предприятий, их реструктуризации и создании новых элементов, исходя из четкого понимания философии ТQМ и ориентации на концепцию всеобщего качества.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ РЕСУРСЫ

  1. © Управление качеством. Учебник. Под ред. академика Международной Академии Информатизации, доктора экономических наук, профессора Ильенковой С. Д. Москва 1998



Главная - Введение - 1. Качество как экономическая категория и объект управления - 2. Отечественный и зарубежный опыт управления качеством - 3. Эволюция подходов к менеджменту качества - 4. Методологические основы управления качеством - 5. Всеобщее управление качеством - 6. Принципы менеджмента качества - 7. Технологии менеджмента качества - 8. Управление затратами на обеспечение качества - 9. Сертификация продукции и систем качества - Рекомендуемые ресурсы Интернет - Напишите мне письмо
Hosted by uCoz