СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА
Главная - Введение - 1. Качество как экономическая категория и объект управления - 2. Отечественный и зарубежный опыт управления качеством - 3. Эволюция подходов к менеджменту качества - 4. Методологические основы управления качеством - 5. Всеобщее управление качеством - 6. Принципы менеджмента качества - 7. Технологии менеджмента качества - 8. Управление затратами на обеспечение качества - 9. Сертификация продукции и систем качества - Рекомендуемые ресурсы Интернет - Напишите мне письмо
Аспекты качества продукции
Развитие контроля качества
Статистические методы управления качеством
Значение стандартизации

4.2. РАЗВИТИЕ КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА

1 Контроль качества - первостепенная необходимость, цель которой - получение данных об объекте управления.
Рассмотрим историческую последовательность развития управления качеством:

  • контроль качества продукции
  • оценка качества продукции
  • управление качеством продукции
  • этапы системного подхода в управлении качеством продукции
  • взаимосвязь управления качеством продукции с обеспечивающими его факторами (роль государства, государственная система стандартизации, гармонизация с международными стандартами).

Организация контроля качества - это система технических и административных мероприятий, направленных на обеспечение производства продукции, полностью соответствующей требованиям нормативных документов.

Технический контроль - это проверка соответствия объекта контроля установленным техническим требованиям. Под контролем качества понимается проверка соответствия количественных или качественных характеристик продукции или процесса, от которого зависит качество продукции, установленным техническим требованиям.
Суть контроля заключается в получении информации о состоянии объекта контроля и сопоставлении полученных результатов с установленными требованиями, зафиксированными в чертежах, стандартах, ТУ, договорах на поставку и т.п. документах.
Это:

  1. объект контроля
  2. метод контроля
  3. исполнители контроля
  4. документация на проведение контроля

Метод контроля допускает применение определенных средств измерений и контрольных образцов (утвержденных единиц продукции, как образцовых).
Контроль качества на предприятии осуществляют изготовители продукции и производственные мастера, работники отдела технического контроля, рабочие, переведенные на самоконтроль, представители заказчика на предприятии (если это оговорено в контракте на поставку). Сложность проблемы качества требует комплексного подхода к организации службы качества предприятия, в которой целесообразно объединить не только подразделение, осуществляющее контроль качества, но и подразделения по организации всей работы в области обеспечения и анализа качества, а также стимулирования качества.
Планирование качества сводится к:

  1. планированию качественных характеристик
  2. планированию надежности изделий на стадии их разработки

Кроме того, надо заниматься подготовкой контроля и применения контрольных средств. При этом должны разрабатываться методы управления качеством как в собственном производстве, так и у поставщиков - смежников. Необходимо вести аналитическую работу - обработку и анализ данных по качеству и затратам на его обеспечение.
В систему контроля качества на крупных фирмах входят:

  1. подразделения испытаний на надежности
  2. контроля материалов
  3. стендовой отработки и проверки макетов
  4. опытных образцов продукции

Неотъемлемой частью работы по контролю качества является:

  1. контроль покупных изделий
  2. входной контроль на всех участках и технологических переходах в производстве
  3. операционный контроль
  4. окончательный (финишный) контроль готовой продукции

К функции контроля непосредственно примыкает метрологическое обеспечение производства, которое позволяет осуществлять разработку, поверку и правильную эксплуатацию средств измерений, электронных, компьютерных устройств и контроль их состояния.
И, наконец, необходимо подготавливать программы и организовывать обучение и повышение квалификации кадров, обеспечивать мотивацию и стимулирование персонала для успешного решения задач качества.
Разумеется, не каждое предприятие способно содержать полностью развитую службу качества. Малые и средние предприятия, как правило, прибегают к услугам специализированных консультационных, инжиниринговых фирм, ограничиваясь, в лучшем случае, наличием одного инженера по качеству.

Научной основой современного технического контроля стали математико-статистические методы. Управление качеством продукции может обеспечиваться двумя методами:

  1. посредством разбраковки изделий
  2. путем повышения технологической точности

Издавна методы контроля сводились, как правило, к анализу брака путем сплошной проверки изделий на выходе. При массовом производстве такой контроль очень дорог: контрольный аппарат должен в 5-6 раз превышать количество производственных рабочих, и даже при этом нет полной гарантии от брака.

Поэтому от сплошного контроля переходят к выборочному с применением статистических методов обработки результатов. Однако такой контроль эффективен только тогда, когда технологические процессы, будучи в налаженном состоянии, обладают точностью и стабильностью, достаточной для "автоматической" гарантии изготовления бездефектной продукции. Отсюда встает необходимость стабилизировать производство. Самым надежным способом стабилизации производства является создание системы качества, а затем ее сертификация.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ РЕСУРСЫ

  1. © В. В. Окрепилов. Управление качеством: Учебник для ВУЗов. "Издательство "Экономика", 1998.



Главная - Введение - 1. Качество как экономическая категория и объект управления - 2. Отечественный и зарубежный опыт управления качеством - 3. Эволюция подходов к менеджменту качества - 4. Методологические основы управления качеством - 5. Всеобщее управление качеством - 6. Принципы менеджмента качества - 7. Технологии менеджмента качества - 8. Управление затратами на обеспечение качества - 9. Сертификация продукции и систем качества - Рекомендуемые ресурсы Интернет - Напишите мне письмо
Hosted by uCoz