СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА
Главная - Введение - 1. Качество как экономическая категория и объект управления - 2. Отечественный и зарубежный опыт управления качеством - 3. Эволюция подходов к менеджменту качества - 4. Методологические основы управления качеством - 5. Всеобщее управление качеством - 6. Принципы менеджмента качества - 7. Технологии менеджмента качества - 8. Управление затратами на обеспечение качества - 9. Сертификация продукции и систем качества - Рекомендуемые ресурсы Интернет - Напишите мне письмо
Откуда берутся деньги и куда они деваются
Мотивация персонала
Проектный подход
Бюджетные учетные системы
Комейкершип
Производственная система "Тоёта"

7.1. ОТКУДА БЕРУТСЯ ДЕНЬГИ И КУДА ОНИ ДЕВАЮТСЯ

1 Для тех, кто ведёт честный бизнес, единственный источник доходов - деньги, которые потребитель согласился заплатить за предоставленную вами продукцию или услуги. Вы можете честно и качественно работать и получить прекрасную продукцию, но пока не состоялся акт купли-продажи, вы не разбогатеете. Значит, потребитель должен хотеть и мочь купить то, что вы производите. Именно потребитель главное действующее лицо, и если вы хотите удержаться на рынке, вам придётся угождать ему. Более того, вы будете вынуждены продавать свою продукцию по тем ценам, какие вам предложит покупатель. Конечно, торговаться можно, но перспективы торговли сомнительны: на рынке сколько угодно конкурентов.

Получается, что ценой мы не управляем. Она колеблется самопроизвольно, подчиняясь прихотям рынка. Более того, и объём продаж тоже вне нашего контроля. Можно продать ровно столько, сколько надо потребителю. Каждое изготовленное впрок изделие - пустая трата времени и замораживание ресурсов, которых и без того не хватает. Что же зависит от нас? Ясно. Мы должны достигнуть такого качества своей продукции и услуг, чтобы потребитель покупал только у нас. Но при этом мы не можем затратить на производство больше денег, чем согласен платить потребитель. Как же вписаться в такие жёсткие рамки?

На что же расходуются те деньги, которые мы сумели получить за нашу продукцию или услуги.

Д = Н + С + Р + СС,
где
Н - налоги и другие обязательные платежи
С - страховой фонд
Р - фонд развития
СС - себестоимость

Конечно, в реальной жизни все составляющие дохода сложным образом связаны между собой. Но для целей нашего анализа этими связями можно пренебречь.Конечно, в реальной жизни все составляющие дохода сложным образом связаны между собой. Но для целей нашего анализа этими связями можно пренебречь,Конечно, в реальной жизни все составляющие дохода сложным образом связаны между собой. Но для целей нашего анализа этими связями можно пренебречь.
Будучи законопослушными гражданами, мы платим налоги. Налоговое законодательство может меняться, но обычно оно остаётся стабильным на протяжении довольно длинных отрезков времени.
Правила налогообложения от нас не зависят. Мы не управляем этой статьёй расходов.

Следующий член нашей формулы относится к страховым фондам. Ни одно предприятие не может устойчиво существовать без страховых фондов. Если вы работаете в государственном предприятии, то государство определит долю страховых платежей и порядок их отчисления. Значит, и эти платежи от нас не зависят. Если вы работаете в акционерном обществе, то масштабы страхования ежегодно будет определять общее собрание акционеров. Здесь кое-какое наше влияние возможно. Но не стоит его переоценивать. Проще всего дело обстоит с частным бизнесом: хозяин-барин. Но и эта свобода - кажущаяся. Чем выше риски, связанные с данным бизнесом, тем больше должен быть страховой фонд. Можно сказать, что страховые суммы от нас не зависят.

Нужен ли нам фонд развития? Где нет развития, там нет будущего. Здесь у нас несколько больше свободы. Но выбор разумных фондов развития зависит не только от нас. В рыночной ситуации вряд ли возможно строить фонды развития только на амортизационных отчислениях. Да и выбираются правила формирования таких фондов, обычно, заранее. То есть, и этим мы тоже не управляем.

Что же нам остаётся? Себестоимость. Себестоимость мы тоже поделим на две части: СС = С1 + С2,
где
С1 - все затраты, связанные с производством продукции или услуг (затраты на сырьё, аренду помещений, и т.д.)
С2 - фонд заработной платы.

Если бы нам удалось понизить величину СС, то мы добились бы экономии средств. Но как это сделать? Можно сокращать либо С1, либо С2, либо и то и другое. Рассмотрим все эти варианты.

Начнём с сокращения С2. Такое сокращение ведёт к снижению уровня оплаты труда наших сотрудников, да и нас самих. Любой человек хотел бы получать как можно более высокую оплату за свой труд. Но всё, что мы в состоянии ему предложить, заключено в С2. Всё остальное уже роздано.
Если наша организация хочет устойчиво работать на рынке, то она вынуждена рассматривать своих сотрудников как самую большую ценность, а их опыт, как главное своё достояние. Снижая уровень оплаты труда, мы рискуем потерять наиболее ценных сотрудников, а при найме на работу, ограничиться менее квалифицированными людьми. Но это скажется на нашей рыночной ситуации!
Инстинкт самосохранения организации толкает её к мысли, что её главная задача - неуклонно стремиться к повышению уровня оплаты труда каждого своего сотрудника. Конечно, в рамках фонда заработной платы. Значит, задача состоит не в том, чтобы снижать С2, а, наоборот сделать эту величину максимально возможной.

Тогда остаётся только бороться с величиной С1. Чем больше удастся снизить эту величину, тем больше получится фонд заработной платы.
Её можно снижать разными способами. Можно экономить на стоимости сырья.
Если покупать не высококачественное сырьё у проверенных поставщиков, то на этом, вроде бы, можно сэкономить. Но эта экономия кажущаяся. Работа с таким сырьём грозит резко усложнить технологический процесс и повысить риск получения бракованной продукции. Тогда наш потребитель может просто отказаться от сделки с нами, и все наши усилия окажутся напрасными.
К тому же, он ещё расскажет о нашей работе всем своим родственникам и знакомым. И один бог будет знать, сколько выгодных потенциальных заказов мы потеряем, и насколько "упадёт" наш имидж. Нет, это не выход. Отношения с поставщиками надо строить на совершенно других основаниях, так, чтобы они были взаимовыгодными.

Так на чём же можно сэкономить? За счёт исключения из нашей деятельности всех видов нерациональных потерь. Например, снижение уровня брака приводит к букету положительных моментов:

  • повышается коэффициент использования сырья
  • снижается время, требуемое на получение заданного объёма продукции
  • отпадает необходимость в выявлении и исправлении брака

А всё это вместе ведёт к снижению себестоимости. И это снижение не сопровождается снижением качества продукции. Качество улучшается одновременно со снижением себестоимости! Это факт проверенный многократно. В том же направлении действует и

  • рациональное использование времени,
  • ликвидация простоев, прогулов
  • ликвидация длинных маршрутов перемещения продукции в процессе производства
  • сокращение сверхнормативных запасов сырья, запасных частей
  • совершенствование технологии

Итак, непрерывное повышение качества продукции и услуг возможно при одновременном непрерывном снижении их себестоимости, причём, не за счёт снижения оплаты труда.
Однако, нужен механизм, который обеспечивал бы её практическую реализацию. Такой механизм был создан. Он называется системой менеджмента качества.

Если мы хотим больше зарабатывать, нам надо постоянно стремиться к снижению всех остальных компонентов себестоимости, кроме фонда заработной платы. Но при соблюдении ограничений, связанных с безусловным удовлетворением всех требований, желаний и прихотей наших потребителей. Только потребитель знает, что именно он собирается сделать с купленной у нас продукцией.

Таким образом, запуск эффективной системы качества направлен, в конечном счёте, на стремление к неуклонному росту фонда заработной платы. Поэтому, система качества сама по себе есть мощный мотиватор нашей деятельности.
Но фонд - это достояние коллектива. В системах качества такой коллектив называют командой. Представление о командном подходе к организации труда связано с глубоким преобразованием организационных структур. И хотя общий механизм мотивации через такой инструмент как система качества нам уже ясен, без выяснения особенностей командной организации труда нам не обойтись.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ РЕСУРСЫ

  1. © Адлер Ю.П. Мотивация в системах качества



Главная - Введение - 1. Качество как экономическая категория и объект управления - 2. Отечественный и зарубежный опыт управления качеством - 3. Эволюция подходов к менеджменту качества - 4. Методологические основы управления качеством - 5. Всеобщее управление качеством - 6. Принципы менеджмента качества - 7. Технологии менеджмента качества - 8. Управление затратами на обеспечение качества - 9. Сертификация продукции и систем качества - Рекомендуемые ресурсы Интернет - Напишите мне письмо
Hosted by uCoz