СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА
Главная - Введение - 1. Качество как экономическая категория и объект управления - 2. Отечественный и зарубежный опыт управления качеством - 3. Эволюция подходов к менеджменту качества - 4. Методологические основы управления качеством - 5. Всеобщее управление качеством - 6. Принципы менеджмента качества - 7. Технологии менеджмента качества - 8. Управление затратами на обеспечение качества - 9. Сертификация продукции и систем качества - Рекомендуемые ресурсы Интернет - Напишите мне письмо
Конкурентоспособность и качество
Концепция Всеобщего управления качеством
Проблемы Всеобщего управления качеством
TQM как высший этап развития корпоративного менеджмента

5.4. TQM КАК ВЫСШИЙ ЭТАП РАЗВИТИЯ КОРПОРАТИВНОГО МЕНЕДЖМЕНТА

1 Решение задачи создания конкурентоспособного предприятия требует ответа на четыре вопроса:

  1. Как следует поступить предприятию, столкнувшемуся с проблемами - себестоимости, сбыта, качества, управления и др.?
  2. Каким должен стать менеджмент предприятия (корпоративный менеджмент), поставившего перед собой задачу обеспечения конкурентоспособности?
  3. Как должны взаимодействовать друг с другом корпоративный менеджмент и менеджмент качества?
  4. Почему TQM можно рассматривать как высший этап корпоративного менеджмента?

Ответ на первый вопрос однозначен: нужна реструктуризация. Практически любое предприятие под воздействием изменений со стороны внешнего хозяйственного окружения сталкивается с необходимостью немедленного и адекватного изменения своих структуры и функций. От того, насколько умело компания проведет эту работу, напрямую зависит ее конкурентоспособность и жизнеспособность. Поэтому реструктуризация сегодня является признанным рыночным инструментом повышения конкурентоспособности предприятий.
Недостаточно оптимизировать одну или несколько сторон деятельности компании. В живом организме хозяйственного предприятия действует системный принцип - все связано со всем. И сегодня это проявляется как нельзя ярко. Преуспевают только те организации, которые быстро и правильно изменяют всю свою производственную систему.
Реструктуризация на таких предприятиях затрагивает буквально все аспекты деятельности:

  • маркетинг
  • финансы
  • систему качества
  • кадры
  • организационную структуру
  • бизнес-процессы
  • производственные мощности
  • информационные технологии

Приоритеты существуют и в основном диктуются внешними условиями - рынком.
Обоснованный выбор пакета адекватных методов реструктуризации определяется комплексной (ситуационной, организационно-управленческой, финансово-экономической, производственно-хозяйственной, кадровой) диагностикой предприятия.
Только комплексная системная реструктуризация предприятия может дать ощутимый положительный результат. Односторонние, частные решения в самом лучшем случае могут на короткое время создать иллюзию улучшения, но не устранят саму "болезнь" и лишь введут в заблуждение руководство компании.

Ответ на второй вопрос не столь однозначен: корпоративный менеджмент конкурентоспособного предприятия определяется выработанной по результатам диагностики стратегией развития. Сложность этого процесса состоит в том, что изменения в стратегии приводят к возникновению и к необходимости устранения новых административных, технологических и других проблем. Среди них и необходимость изменения системы менеджмента качества.
Таблица 5.2. Динамика менеджмента в развивающемся предприятии
Традиционная модель управления Элементы менеджмента Новая модель управления
Вертикальная Организационная структура Горизонтальная
Автократический Стиль руководства Кооперативный
Прибыль Центр внимания деятельности компании Клиенты
Самообслуживание Мотивация Разумный эгоизм
Внутренние Рынки Глобальные
Капитал Ресурсы Информация
Однородная Рабочая сила Разнородная
Безопасность Ожидания сотрудников Профессиональный рост
Персональная Организация работы Командная

Развитие любой компании происходит на фоне непрерывного усложнения всех основных элементов:

  • организационной структуры
  • стиля руководства
  • центра внимания руководства
  • рынкрв
  • систем мотивации >LI>организации работы

Соответственно, в результате создания новых стратегий развития и последующего реформирования непрерывно обновляется и усложняется модель как корпоративного менеджмента, так и менеджмента качества. Если начальному этапу развития компании (с соответствующей системой управления) вполне соответствует традиционная система производственного контроля и обеспечения качества, то высший этап развития компании (с присущими ему новациями) неизбежно требует перехода к системе TQM.

Таким образом, менеджмент качества следует рассматривать как один из системообразующих элементов Общего или Корпоративного Менеджмента, а также одного из его центральных разделов - Управления Проектами. В соответствии с положениями общей теории управления уровень менеджмента качества должен соответствовать уровню развития корпоративного менеджмента.
Из вышеизложенного следует весьма важный практический вывод: решив внедрить эффективную систему МК, следует системно проанализировать, и, при необходимости, усовершенствовать все без исключения элементы производственных, управленческих и других подсистем предприятия. Попытки управлять качеством в отрыве от прочих аспектов деятельности любой реальной компании обречены на провал.
В лучшем случае будет создана "показуха" в духе прошедших времен - продекларировано внедрение новой системы менеджмента качества, получен "правдами и неправдами" тот или иной сертификат соответствия.

TQM следует рассматривать как высший этап развития корпоративного менеджмента: только в компании, достигшей высот в общем управлении, внедрение системы TQM становится не только возможным и необходимым, но и эффективным.
Из этого следует ряд выводов и рекомендаций:

  • Все работы должны производиться на базе опережающей разработки организационного проекта развития (реформирования, реструктуризации) компании, включающего в качестве одного из разделов "Менеджмент качества"
  • На предприятии должна действовать современная система управленческого учета затрат. В частности, затрат, связанных с обеспечением качества (Вспомним изречение древних: "Управлять можно только тем, что измеримо")
  • Началу работ должно предшествовать создание и поэтапное осуществление учебной программы с условным названием "Современные методы реформирования предприятий и компаний в рамках TQM"
  • Переход к системе TQM должен происходить на фоне системного внедрения современных методов общего корпоративного менеджмента, включающих:
    1. управление инвестициями
    2. управление проектами
    3. управление финансами
    4. управление персоналом
    5. Управление знаниями (включая такие специальные подходы, как "Точно-во-время", стоимостной инжиниринг, реинжиниринг бизнес-процессов и т.д.)
Таблица 5.3. Методы, используемые для решения задач менеджмента качества
Задачи менеджмента качества, в том числе в рамках TQM Методы, применяемые для решения задач менеджмента качества
1. Ситуационный анализ положения предприятия на рынке 1. Методы ситуационного анализа (анализ конкуренции и др.)
2. Обоснование целесообразности создания и внедрения системы менеджмента качества 2. Стратегическое планирование, стратегический менеджмент
3. Расчет затрат на создание и внедрение системы менеджмента качества 3. Бюджетирование, сметное ценообразование
4. Выбор специализированной компании - исполнителя 4. Контрактинг
5. Разработка проекта и организация внедрения системы менеджмента качества 5. Управление инвестициями, Управление проектами
6. Изменение технологии процессов 6. Бизнес-процесс реинжиниринг
7. Изменение организации процессов 7. Управление изменениями, Метод "Точно-во-время"
8. Контроль за эффективностью работы системы менеджмента качества 8. Управление ресурсами, Управление изменениями
9. Организация целевого управления 9. Управление персоналом, Управление знаниями
10. Сертификация системы менеджмента качества 10. Специальная методология сертифицирующих организаций и компаний
11. Использование современных информационных технологий 11. Информационные системы и технологии, пакеты специальных программных средств
12. Завершение проекта и переход к новому проекту развития системы менеджмента качества 12. Управление проектами

ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ РЕСУРСЫ

  1. © Шапиро В.Д. TQM как высший этап развития корпоративного менеджмента.



Главная - Введение - 1. Качество как экономическая категория и объект управления - 2. Отечественный и зарубежный опыт управления качеством - 3. Эволюция подходов к менеджменту качества - 4. Методологические основы управления качеством - 5. Всеобщее управление качеством - 6. Принципы менеджмента качества - 7. Технологии менеджмента качества - 8. Управление затратами на обеспечение качества - 9. Сертификация продукции и систем качества - Рекомендуемые ресурсы Интернет - Напишите мне письмо
Hosted by uCoz