СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА
Главная - Введение - 1. Качество как экономическая категория и объект управления - 2. Отечественный и зарубежный опыт управления качеством - 3. Эволюция подходов к менеджменту качества - 4. Методологические основы управления качеством - 5. Всеобщее управление качеством - 6. Принципы менеджмента качества - 7. Технологии менеджмента качества - 8. Управление затратами на обеспечение качества - 9. Сертификация продукции и систем качества - Рекомендуемые ресурсы Интернет - Напишите мне письмо
Этапы формирования и виды затрат на качество
Информационная база затрат на качество
Методы анализа затрат на качество
Анализ брака и потерь от брака
Экономическая эффективность новой продукции

8.3. МЕТОДЫ АНАЛИЗА ЗАТРАТ НА КАЧЕСТВО

1 В зависимости от целей, задач анализа затрат на качество и возможностей получения необходимых для его осуществления данных, аналитические методы существенно различаются.

На этапах проектирования, технологического планирования, подготовки и освоения производства целесообразно применение функционально-стоимостного анализа (ФАС). Это метод, ориентированный на повышение эффективности использования ресурсов путем оптимизации соотношения между потребительскими свойствами объекта и затратами на его разработку, производство и эксплуатацию. Основными принципами применения ФАС являются:

  1. функциональный подход к объекту исследования
  2. системный подход к анализу объекта и выполняемых им функций
  3. исследование функций объекта и их материальных носителей на всех стадиях
  4. жизненного цикла изделия
  5. соответствие качества и полезности функций продукции затратам на них
  6. коллективное творчество

Выполняемые изделием и его составляющими функции можно сгруппировать по нескольким основаниям.

  • По области проявления
    1. внешние - это функции, выполняемые объектом при его взаимодействии с внешней средой
    2. внутренние - функции, которые выполняют какие-либо элементы объекта и их связи в границах объекта
  • По роли в удовлетворении потребностей среди внешних функций
    1. главная функция отражает главную цель создания объекта
    2. второстепенная - побочную
  • По роли в рабочем процессе внутренние функции можно подразделить на:
    1. основные
    2. вспомогательные

Цель функционально-стоимостного анализа состоит в развитии полезных функций объекта при оптимальном соотношении между их значимостью для потребителя и затратами на их осуществление, т.е. выборе наиболее благоприятного для потребителя и производителя варианта решения задачи о качестве продукции и ее стоимости.

На подготовительном этапе уточняют объект анализа - носитель затрат. Это особенно важно при ограниченности ресурсов производителя.
Например, выбор и разработка или усовершенствование продукции, выпускаемой в массовом порядке, может принести предприятию значительно больше выгод, чем более дорогого изделия, производимого мелкосерийно.
Данный этап завершается, если найден вариант с низкой по сравнению с другими себестоимостью и высоким качеством.

На втором, информационном этапе, собираются данные об исследуемом объекте (назначение, технико-экономические характеристики) и составляющих его блоках, деталях (функции, материалы, себестоимость).
Информация по улучшению качества изделия и снижению затрат на его производство поступает из конструкторских, экономических подразделений предприятия и от потребителя к руководителям соответствующих служб.
Оценки и пожелания потребителей аккумулируются в маркетинговом отделе. В процессе работы исходные данные обрабатываются, преобразуясь в соответствующие показатели качества и затрат, проходя все заинтересованные подразделения, и поступают к руководителю проекта.

На третьем, аналитическом этапе, подробно изучаются функции изделия (их состав, степень полезности), его стоимость и возможности ее уменьшения путем отсечения второстепенных и бесполезных. Это могут быть не только технические, но и органолептические, эстетические и др. функции изделия или его деталей, узлов.
Можно построить таблицу стоимости деталей по смете или наиболее важным ее статьям и оценить весомость функций каждой детали во взаимосвязи с затратами на их обеспечение.
Это позволит выявить возможные направления снижения издержек путем внесения изменений в конструкцию изделия, технологию производства, замены части собственного производства деталей и узлов полученными комплектующими, замены одного вида материала другим, более дешевым или экономичным в обработке, смена поставщика материалов, размера их поставок и т.д.

Группировка затрат на функции по факторам производства позволит выявить первоочередность направлений снижения стоимости изделия.
Результатом проведенного ФСА является варианты решения, в которых необходимо сопоставить совокупные затраты на изделия, являющиеся суммой поэлементных затрат, с какой-либо базой. Этой базой могут, например, служить минимально возможные затраты на изделие.
Теория ФСА предлагает исчислять экономическую эффективность ФСА, которая показывает, какую долю составляет снижение затрат в их минимально возможной величине.

На четвертом исследовательском этапе оцениваются предлагаемые варианты разработанного изделия.

На пятом рекомендательном - отбираются наиболее приемлемые для данного производства варианты разработки и усовершенствования изделия.
С этой целью можно рекомендовать построение матричной таблицы (табл. 8.2)

С учетом значимости функций изделий и уровня затрат посредством ценообразования, определяется уровень рентабельности продукции. Все это служит цели принятия решения о выборе конкретного изделия к производству или направлений и масштаба его усовершенствования.

Существенную помощь в определении затрат на качество продукции могут оказать методы технического нормирования. Они основаны на расчете подетальных норм и нормативов материальных ресурсов (сырья, покупных комплектующих изделий и др. видов материалов), расчете трудоемкости и иных затрат, включаемых в себестоимость продукции в соответствии с проектными размерами, конкретной технологии ее изготовления, хранения и транспортировки, а также затрат на гарантийное и сервисное обслуживание.
Для их расчета используются методы микроэлементного нормирования.
Методы технического нормирования позволяют достаточно точно определить затраты как на новое изделие по его составляющим, так и при усовершенствовании продукции.
Таблица 8.2. Таблица решений по вариантам выбора изделий для производства
ВАРИАНТЫ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
ПРЕДПОЧТИТЕЛЬНЫЙ ПРОБЛЕМАТИЧНЫЙ НЕЖЕЛАТЕЛЬНЫЙ
A

Значимость функции: высокая
Затраты: низкие
Рентабельность изделия: высокая
D

Значимость функции: средняя
Затраты: низкие
Рентабельность изделия: высокая
G

Значимость функции: низкая
Затраты: низкие
Рентабельность изделия: средняя
B

Значимость функции: высокая
Затраты: средние
Рентабельность изделия: средняя
E

Значимость функции: средняя
Затраты: средние
Рентабельность изделия: средняя
H

Значимость функции: низкая
Затраты: средние
Рентабельность изделия: низкая
C
Значимость функции: высокая
Затраты: высокие
Рентабельность изделия: средняя
F
Значимость функции: средняя
Затраты: высокие
Рентабельность изделия: низкая (средняя?)
I
Значимость функции: низкая
Затраты: высокие
Рентабельность изделия: низкая

Одним из методов, позволяющих проанализировать изменение затрат, связанных с изменением качества продукции является индексный метод. Сложность его применения заключается в том, что оба признака должны быть выражены количественно.
Качество же, не всегда имеет количественное значение и может описываться словесно, например: продукция пригодная и не прошедшая сертификацию, соответствующая и не соответствующая техническим условиям и др.
Если показатели качество имеют числовые характеристики, при построении индексов их можно использовать как весы затрат. В противном случае весами может служить количество элементов конструкции изделия, количество деталей, узлов, изделий.

Для оценки качества и конкурентоспособности изделия возможно применение метода бальной оценки.
В соответствии с ним каждому качественному параметру изделия выставляется балл с учетом значимости этого параметра для изделия в целом и избранной для оценки шкалы - 5-ти, 10-ти, 100-бальной.
После этого определяется средний балл изделия, характеризующий уровень его качества в баллах. Путем деления цены изделия на средний балл исчисляют стоимость одного среднего балла (Рσ):

Pσ=P/σ
где:
Р - цена изделия
σ - средний балл изделия с учетом параметров его качества.

Подобный расчет целесообразно проводить при сравнительном анализе изделий для решения вопроса об их запуске в производство или эффективности предлагаемых качественных усовершенствований.

На практике для решения вопроса о выборе изделия для запуска в производстве должны проводиться все виды проектного анализа:

  • коммерческий
  • технический
  • организационный
  • социальный
  • экологический
  • экономический

Только такой анализ может считаться полноценным и дать объективный результат для принятия управленческого решения.

В некоторых отраслях промышленности, связанных с особыми условиями производства и требованиями к качеству продукции, например, в электронной, как правило, не достигается стопроцентный выпуск годных изделий.
Предприятия таких отраслей в планах предусматривают технологические потери, учитывающие этот процент. При повышении фактического выхода годных изделий снижаются затраты на технологические потери.
Обобщающий показатель качества можно исчислить по формуле:

Кк=(Сбдг)/Сф
где:
Кк - коэффициент качества
Сб - стоимость забракованной в процессе производства продукции, ден. ед.
Сд - стоимость дефектной продукции, за которую по рекламациям уплачен штраф, ден. ед.
Сг - стоимость продукции, подвергнутой гарантийному ремонту, ден. ед.
Сф - стоимость продукции, фактически реализованной за отчетный период, ден. ед.
Чем ближе величина коэффициента качества к нулю, тем лучше работает предприятие

ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ РЕСУРСЫ

  1. © Управление качеством. Учебник. Под ред. академика Международной Академии Информатизации, доктора экономических наук, профессора Ильенковой С. Д. Москва 1998



Главная - Введение - 1. Качество как экономическая категория и объект управления - 2. Отечественный и зарубежный опыт управления качеством - 3. Эволюция подходов к менеджменту качества - 4. Методологические основы управления качеством - 5. Всеобщее управление качеством - 6. Принципы менеджмента качества - 7. Технологии менеджмента качества - 8. Управление затратами на обеспечение качества - 9. Сертификация продукции и систем качества - Рекомендуемые ресурсы Интернет - Напишите мне письмо
Hosted by uCoz